Перейти к публикации
  • Чат

    Load More
    You don't have permission to chat.

Выставка «Башни и небоскре­бы» в Барселоне


Рекомендованные сообщения

В барселонском выставочном центре Caixa Forum проходит выставка «Башни и небоскре­бы». В экспозиции макеты, фотографии и предметы искусства, посвященные самым известным в мировой истории высотным зданиям.

Начинается все, разумеется, с Вавилонской башни. Брейгеля не привезли, зато сделали объемный макет башни с его произведений. Великий нидерландец хоть и создал самый, наверное, знаменитый образ Вавилонской громадины, но был далеко не единственным, кого волновал этот миф. Есть на выставке и иллюстрация в рукописи XIII века, и гравюры XVII-го, и пара полотен XVI-го, пусть послабее Брейгеля, но не менее красноречиво рассказывающих ту печальную историю.

Впрочем, один из главных мифов европейской цивилизации, напоминающий, где чье место, не слишком поубавил желание человека «сделать себе имя» и приблизиться к небожителям. Следующие тысячелетия мечтаний об архитектурных вершинах уместились на выставке всего в один зал. Но мост, перекинутый между библейской легендой и XX веком с его новыми амбициями и новыми же зиккуратами, покоится в экспозиции на главных опорах. Средневековая Европа переживала башнеманию, строя улетающие в небо готические соборы и городские башни с часами. Готических высоток много — и в Кельне, и в Руане, и в Вене, но кураторы выбрали Страсбургский собор, остававшийся на протяжении двух веков самым высоким зданием (его северная башня достигает 142 м). А деревянная скульптура Святой Варвары, обнимающей башню (по легенде, заточенная там отцом, она пришла к христианской вере), — хороший пример светской высотной архитектуры. Одним глазком заглянула выставка и на Восток, представив терракотовую модель буддистской башни-ступы из Вьетнама (VII—IX века) и гравюру с изображением так называемой Фарфоровой пагоды в Нанкине, уникальной башни, до разрушения ее в XIX веке бывшей одним из чудес Китая.

Но, строго говоря, это все прелюдия. Потому что главное блюдо, которое приготовила выставка, — все-таки XIX—XX века, время, когда небоскреб стал не только чудом, но и нормой. Тут-то организаторы по­старались подтянуть все извест­ные башни мира — макетами, фотографиями, слайдами, чертежами, рисунками. В качестве затравки поместили храм Святого Семейства (куда ж без него в Барселоне), который хоть и строится по сей день, но смотрит все-таки в прошлое, и Эйфелеву башню, построенную пусть в конце XIX века, но повернутую как раз в будущее. Последней по­священ даже отдельный раздел, в котором помимо прочего есть полотно Алексея Боголюбова и гравюра 1889 года, саркастически изображающая 325‑метровую башню на фоне других европейских строений, некогда претендовавших на звание самых высоких.

Ну а дальше все — от Эмпайер Стейт до здания МГУ, от Сигрем Билдинг Мис ван дер Роэ до башни Халифа, от «Москва-Сити» до Дефанса. Небоскребы один другого затейливей. США в начале, Ближний и Дальний Восток — в последние годы, остальные — между ними. Но заканчивается это буйство стекла, стали и бетона не слишком радостно — фотоколлажем китайского художника Ду Ченжуна. Новая Вавилонская башня в городе XXI века. Какая участь ждет ее?

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...

Важная информация

Пользовательское соглашение